|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система обеспечения сцепления автомобиля Citroen C5 с дорогойЯ думаю, что многим будет интересно узнать, что входит в систему обеспечения сцепления автомобиля Citroen C5 с дорогой, какие компоненты обеспечивают устойчивость и как всё это работает. В этом материале рассмотрим каждую из частей глобальной системы устойчивости Citroen C5, таких как REF, ABS, ASR, MSR, AFU, ESP которыми оборудовано большинство наших Citroen C5. Также поверхностно коснемся технических данных и алгоритмов работы этих систем. Материал действительно интересный и содержательный, так что очень рекомендую к прочтению.
Система обеспечения сцепления автомобиля Citroen C5 с дорогой1. Назначение системы обеспечения сцепления с дорогой
1.1. REF: Электронный распределитель тормозных усилий Citroen C5
Блок REF пришел на замену механического компенсатора тормозных сил . Функция REF распределяет тормозные силы между передними и задними колесами автомобиля.
Электронный распределитель тормозных сил REF поддерживает курсовую устойчивость автомобиля Сохранение боковой устойчивости положения задних колес на траектории).
.
1.2. Антиблокировочная система ABS: Antilock Braking System Citroen C5
Система ABS предотвращает блокирование колес при торможении. Система регулирует давление в тормозной системе независимо для каждого из колес автомобиля . Система ABS оптимизирует тормозной путь автомобиля. Система ABS сохраняет курс автомобиля при торможении. Функция REF интегрирована в систему ABS.
.
1.3. ASR: Противобуксовочная система Citroen C5
Система ASR использует обычные компоненты антиблокировочной системы ABS. При ускорении, если начинается пробуксовка одного или нескольких колес, система ASR воздействует на тормозные механизмы колес и на крутящий момент двигателя. Система ASR контролирует тяговые свойства и управляемость автомобиля.
.
1.4. MSR: Motor Schlepp Regelung Citroen C5
При движении задним ходом на покрытии, имеющим слабое сцепление с колесами, торможение двигателем может вызвать скольжение ведущих колес . В этом случае дается команда на усиление мощности двигателя, чтобы препятствовать скольжению колес.
.
1.5. AFU: Система помощи при экстренном торможении Citroen C5
Система помощи при экстренном торможении делает максимальным давление в тормозном контуре. AFU сводит к минимуму потери времени реакции водителя при экстренном торможении.
.
1.6. ESP: Electronic Stability Program (система динамической стабилизации) Citroen C5
Эта система включается в работу при любой критической дорожной ситуации. Система ESP обеспечивает динамическую устойчивость автомобиля при ускорении, торможении, постоянной скорости (курсовая устойчивость на траектории) и в случае изменения направления движения. В систему ESP встроены функции ABS, REF, ASR, MSR и AFU.
.
2. Предотвращение блокировки колес при торможении (ABS) Citroen C5
.
.
Обозначения :
.
3. Система динамической стабилизации (ESP) Citroen C5
3.1. Функция ESP
ESP является системой активной безопасности . Система ESP обеспечивает динамическую устойчивость автомобиля при ускорении, торможении, постоянной скорости (курсовая устойчивость на траектории) и в случае изменения направления движения.
Система ESP предназначена для улучшения безопасности в экстремальных дорожных ситуациях (в границах действия физических законов).
Например, на скользкой дороге, при резком повороте рулевого колеса, маневры при обгоне, масляные пятна на дороге…
.
3.2. Блок-схема
.
Обозначения:
.
(*) Или инжекторами для дизельных двигателей.
(**) Угловой датчик рулевого колеса (7803) вставлен в модуль коммутации под рулевым колесом (CV00).
.
(*) Форсунки дизельного двигателя.
Функция динамической стабилизации оптимизирует движение автомобиля по заданной траектории.
Функция состоит из трех операций:
ПРИМЕЧАНИЕ: При езде по скоростному кольцу отключить функцию ESP, чтобы избежать нежелательного срабатывания. Это не исключает повреждений в системе ESP. Поскольку механизмы отслеживания сигналов датчиков остаются активными.
Для восстановления функции ESP необходимо проделать несколько поворотов поровну вправо и влево и проехать по прямой несколько километров. Выполнить выключение зажигания и снова его включить.
.
4. Противобуксовочная система (ASR) Citroen C5
4.1. Функция ASR
Противобуксовочная функция предотвращает пробуксовку ведущих колес автомобиля .
Когда одно колесо пробуксовывает, компьютер предотвращения пробуксовки тормозит это колесо, позволяя передать другому колесу крутящий момент двигателя.
Когда пробуксовывают оба колеса, компьютер предотвращения пробуксовки тормозит оба эти колеса и уменьшает крутящий момент двигателя.
На бензиновых двигателях компьютер ASR воздействует на дроссельную заслонку и на опережение впрыска топлива.
На дизельных двигателях компьютер ASR воздействует на продолжительность впрыска.
Таким образом обеспечиваются динамическая устойчивость, тяговые свойства и управляемость автомобиля.
.
4.2. Блок-схема
Блок-схема функции ASR идентична блок-схеме функции ESP, отличаются только программные обеспечения компьютера.
.
5. Система помощи при экстренном торможении (AFU) на Citroen C5
В случае быстрого нажатия на тормозную педаль информация о скорости перемещения тормозной педали включает механизм усиления тормозного усилия. Информация о скорости выжимания педали тормоза выдается датчиком, установленном на гидроблоке. AFU является электронной системой.
.
Принцип работы системы обеспечения сцепления автомобиля Citroen C5 с дорогой
1. Глоссарий
ESP: Программа электронной стабилизации.
ASR: Противобуксовочная система.
AFU: Система помощи при экстренном торможении.
.
2. Основные понятия физики движения
2.1. Проскальзывание
Проскальзывание колес при торможении - это разница между скоростью автомобиля и окружной скоростью колеса . Когда колесо блокировано, максимальный сдвиг 100 % . Когда колесо свободно и не заторможено, проскальзывание минимально, то есть составляет 0 %. Торможение считается стабильным до 25 % проскальзывания.
.
2.2. Боковое ускорение и извилистая скорость
Боковое ускорение соответствует ускорению, которое испытывает автомобиль в поперечном направлении (по оси, перпендикулярной направлению движения) . Оно возникает при прохождении автомобилем виражей.
Извилистая скорость и скорость вращения автомобиля вокруг своей вертикальной оси.
.
3. Представление системы динамической стабилизации (ESP) на Citroen C5
Система динамической стабилизации воздействует на поперечную динамику автомобиля при сохранении функций ABS и ASR.
Функции ABS или ASR улучшают сцепление шин с дорогой в продольном направлении и препятствуют блокировке и пробуксовыванию колес.
Система динамической стабилизации помогает водителю скорректировать траекторию движения автомобиля, оказывая воздействие на тормозную систему и крутящий момент двигателя.
Чтобы подправить траекторию движения автомобиля, нужно:
. 4. Принцип работы динамического контроля стабильности (ESP) на Citroen C5
ESP – активная функция безопасности, которая обеспечивает стабильность в следующих случаях:
.
ESP предназначен для ответа на все критические ситуации вождения, устраняя тенденции к боковому скольжению после первых же признаков заноса колес. ESP корректирует траекторию движения автомобиля в ситуации неполного или излишнего поворота.
.
4.1. Корректировка траектории движения Citroen C5 при недостаточной управляемости на повороте
.
.
Обозначения:
Во время неполного поворота передние колеса стремятся к внешнему краю поворота . Компьютер контроля стабильности затормаживает заднее колесо, находящееся внутри поворота и снижает крутящий момент двигателя.
.
4.2. Корректировка траектории движения при излишнем повороте
.
.
Обозначения:
.
Во время излишнего поворота задние колеса стремятся к внешнему краю поворота. Компьютер контроля стабильности затормаживает переднее колесо, находящееся снаружи поворота и снижает крутящий момент двигателя.
.
4.3. Система автоматического регулирования
Функция состоит из трех операций:
.
4.4. Расчет кинематических данных
4.4.1. Расчет скорости автомобиля
Скорость автомобиля определяется от средней скорости передних ведущих колес.
4.4.2. Расчет расстояния
Расстояние рассчитывается на основе информации, получаемой от датчиков антиблокировочной системы задних колес.
4.4.3. Расчет извилистой скорости
Угловая скорость поворота автомобиля рассчитывается дважды, исходя из:
.
4.4.4. Расчет реальной траектории движения автомобиля
Реальная траектория автомобиля рассчитывается на основе следующих параметров:
.
4.4.5. Расчет траектории, выбранной водителем
Желаемая водителем траектория движения рассчитывается от:
.
Пороговое значение для управления рассчитывается в компьютере динамической стабилизации.
Пороговое значение для управления является величиной расхождения между реальной траекторией автомобиля и траекторией, задаваемой водителем.
Пределы расхождения устанавливаются из расчета срабатывания ESP только в экстренных случаях.
.
4.5. Команды блока управления ESP, направляемые в исполнительные механизмы
Существует 2 типов команд:
.
4.6. Роль выключателя стоп-сигналов и педали тормоза
Блок ESP использует 3 типа информации:
.
ПРИМЕЧАНИЕ: Для этой функции информация от датчика давления тормозной системы преобразуется во «все или ничего», педаль нажата или отпущена.
Блок управления ABS, независимо от того, происходит ли торможение или нет, постоянно анализирует сигналы от датчиков колес и может начать регулирование.
Если во время срабатывания ESP поступает сигнал от контактора стоп-сигнала (торможение), блок управления ESP выключает корректировку траектории. Компьютер останавливает управление главными электроклапанами и коммутацией и возобновляет свой анализ скорости вращения колес.
Компьютер ESP определяет траекторию движения автомобиля при торможении.
.
4.7. Рекомендации, относящиеся к двойному датчику гироскоп-акселерометр
Соблюдать правила установки датчика, стрелка должна быть направлена вперед по ходу автомобиля.
Соблюдать затяжной момент винтов крепления (рекомендовано 6 Нм/ +2 Нм -1 Нм).
Соблюдать горизонтальность с точностью до 3 градуса.
Избегать ударов, заменять детали, падавшие на пол.
.
5. Принцип действия системы помощи при экстренном торможении (AFU) на Citroen C5
AFU использует устройства, связанные с ESP для обеспечения помощи при экстренном торможении.
Датчик, установленный в гидравлическом блоке, измеряет скорость увеличения давления в тормозной системе.
Если величина сигнализирует об опасной ситуации, информация поступает в блок управления ABS/ESP.
Блок управления ABS/ESP усиливает торможение до наступления регулирования, пока нажата тормозная педаль.
.
.
Электронный блок AFU использует датчик давления в тормозной системе для определения скорости нажатия на педаль тормоза. Скорость нажатия тормозной педали определяет угол D. Угол D определяет градиент давления (бар/с). Градиент изменяется. Чем выше скорость педали тормоза, тем больше градиент. Величина градиента определяет срабатывание системы помощи при экстренном торможении.
.
.
Обозначения:
.
Аварийный режим: При отключенной или неисправной системе ABS помощь при экстренном торможении не работает.
.
6. Включение/выключение ABS и ESP на Citroen C5
Функции ASR и ESP выключаются нажатием на выключатель.
Если системы ASR или ESP находятся в процессе активной работы, то при нажатии на выключатель функции отключатся только после завершения процесса активной работы.
При отключении систем ASR и ESP на панели приборов загорается индикатор, раздается звуковой сигнал, а на многофункциональном дисплее появляется соответствующее сообщение.
Если система ASR не отключена полностью, она поддерживает функцию регулировки при проскальзывании хотя бы одного колеса. Частичное отключение ASR может быть использовано при трогании с места на снегу или скользкой поверхности.
Функции ASR и ESP автоматически включаются при нажатии на выключатель или при включении звжигания (+АРС) после его выключения.
.
7. Приоритетность действия систем
7.1. Совместное действие ASR/ESP
Логическая схема ASR дополняет действие ESP.
.
7.2. Совместное действие ABS/ESP
ESP дополняет логическую схему ABS.
7.3. Совместное действие ESP и ASR на крутящий момент двигателя
Приоритет имеет наибольшее снижение.
7.4. Совместное действие ESP и MSR на крутящий момент двигателя
Если в ходе активной работы ESP возникает необходимость в подключении MSR, логическая схема MSR начинает действовать и увеличивает частоту вращения двигателя.
.
8. Описание гиравлической схемы ABS на Citroen C5
Система ABS дополняет обычную тормозную систему.
.
.
Обозначения:
. 8.1. Нерегулируемая фаза торможения . .
Обозначения:
.
При торможении, пока колеса устойчивы, давление в тормозных суппортах (1) (или в цилиндрах колес) соответствует давлению, создаваемому водителем в главном тормозном цилиндре (7). Усилие, прилагаемое к педали тормоза, напрямую передается на суппорт тормозного механизма (1). Впускной электроклапан (3) в положении покоя (открыт). Выпускной электроклапан (4) закрыт. Блок управления не вмешивается в эту фазу работы.
.
8.2. Фаза поддержания давления
.
Обозначения:
.
При выявлении неустойчивости колеса датчиком (12), система препятствует росту давления в тормозном контуре этого колеса. Скорость колеса становится ниже заданного значения. Компьютер управляет закрытием впускного электроклапана (3). Тормозной суппорт (1) изолирован от главного цилиндра (7).
Давление в этой тормозной колодке больше не может подниматься, даже если усилие, прилагаемое на педаль тормоза увеличивается. Клапан торможения (2) позволяет растормозить колесо, если водитель отпустит педаль тормоза, когда электромагнитный клапан впуска (3) закрыт.
.
8.3. Фаза падения давления
.
.
Обозначения:
При сильной неустойчивости колеса давление быстро падает.
Порог проскальзывания пройден . Блок управления открывает электрмагнитный клапан выпуска (4), который соединяет тормозной суппорт (1) с гидроаккумулятором (9).
Мембрана аккумулятора перемещается и сжимает пружину, что вызывает падение давления в системе. Колесо восстанавливает скорость.
Одновременно компьютер управляет насосом повторного впрыска (10), который нагнетает давление к главному цилиндру (7), жидкость резервируется в сборной емкости (9).
.
8.4. Последовательные фазы регулирования
Когда ранее неустойчивое колесо набирает скорость, давление тормозной системы начинает медленно постепенно подниматься (поэтапно) до момента, пока колесо снова не окажется в условиях блокировки. Цикл возобновляется. В зависимости от предела сцепления происходит порядка 4 - 10 циклов регулирования в секунду.
.
.
Обозначения:
Расчетная скорость примерно соответствует средней скорости 4 колес.
.
8.5. Фаза отпускания педали тормоза
.
.
Обозначения:
Исчезает усилие, прилагаемое к педали тормоза. Главный тормозной цилиндр (7) устанавливает связь между тормозным суппортом (1) и бачком с тормозной жидкостью. Давление падает и освобождает колесо.
Тормозной клапан (2), установленный на ответвлении впускного электромагнитного клапана (3), служит для быстрого сброса давления в гидравлической цепи тормозного суппорта (1).
На этом этапе функционирования группа управления динамической стабилизацией (ESP) не вмешивается в работу. На впускные (3) и выпускные (4) электромагнитные клапаны не подается питание. Впускной электромагнитный клапан (3) открыт, выпускной электромагнитный клапан (4) закрыт.
.
9. Представление гидравлического контура ESP Citroen C5
Система ESP использует антиблокировочную тормозную систему ABS
.
Обозначения:
.
При недостаточной или избыточной поворачиваемости система повышает давление в тормозном суппорте соответствующего колеса.
Блок управления включает 2 электроклапана коммутации (13), которые закрываются, и открывает основной электроклапан (14), связанный с соответствующим суппортом.
Компьютер питает насос повторного впрыска (10). Тормозная жидкость под давлением направляется в тормозную колодку соответствующего колеса через впускной электроклапан.
ПРИМЕЧАНИЕ: При наличии компьютера ESP, компьютер ABS отсутствует. После фазы подъема давления наступают фазы поддержания давления и снижение давления, как в случае для компьютера ABS.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Блокнот водителя Citroen - Администрация сайта не несет ответственности за содержание сайта и информацию размещенную пользователями. Все материалы сайта носят исключительно информативно- ознакомительный характер. |