Подписка

twitter citroen twitter citroen twitter citroen

Статистика

Rambler's Top100

Электронные блоки управления Citroen C5

Что такое BSI, CAN, VAN, мультиплексная система и компьютер Citroen C5, этими вопросами почти наверняка задаются многие водители этого “интеллектуального” автомобиля. В этой статье я коротко опишу электронные блоки управления Citroen C5, входящие в так называемую “мультиплексную систему” автомобиля. Если Вы хотите понять, сколько же всё таки компьютеров установлено в C5 и какие функции выполняет каждый из них, я рекомендую Вам хотя бы коротко пролистать этот материал. Если Вы собираетесь проводить диагностику автомобиля самостоятельно, то приведенная ниже информация Вам просто необходима

Оборудование, входящее в мультиплексную систему Citroen C5

1. Интеллектуальный коммутационный блок (BSI)

elektro citroen c5
1.1. Описание
Интеллектуальный коммутационный блок (BSI) является компьютером, в котором объединены следующие компоненты :
  • Электронные элементы интерфейса (реле, предохранители, диагностический разъем)
  • Электронные элементы управления : Блок BSI управляет диалогом между компьютерами и обменом информацией между сетями
  • Электронные элементы для вычислений : Блок BSI автономно управляет рядом базовых функций систем
  • Нестераемая память для защиты от угона (код BSI, код VIN автомобиля, код ключей, пульта дистанционного управления, идентификация автомагнитолы) . Код, называемый диагностическим кодом, содержится в памяти блока BSI . Этот код, считываемый с помощью диагностических приборов, позволяет точно определить тип имеющихся на автомобиле компьютеров
  • Программа, позволяющая управлять системами, выполнять диагностику и телекодирование.
Блок BSI управляет подачей энергии и режимом пониженного потребления электроэнергии самим данным блоком и другими компьютерами мультиплексной сети.
1.2. Функции, управляемые блоком BSI
Блок BSI является центральным компьютером системы электрооборудования автомобиля .
Программные возможности блока BSI позволяют ему использовать программное обеспечение различных поставщиков оборудования .
Таким образом, выполнение определенной функции может обеспечиваться одной или несколькими системами в сочетании с программным обеспечением, заложенным в блок BSI, например, освещение, обзорность, управление открывающимися элементами кузова .
Программное обеспечение не зависит от материальной структуры, поэтому его можно достаточно просто использовать при дальнейших доработках .
Блок BSI служит интерфейсом между сетями :
Блок BSI для обеспечения работы какой-либо функции получает информацию по сети CAN и передает ее в сеть VAN (и наоборот).
Области Функции, управляемые блоком BSI
Электрическое питание Переход в дежурный режим / выход из дежурного режима
Автоматическое отключение потребителей энергии (режим экономии энергии)
Внутреннее освещение Управление включением и выключением (с задержкой) переднего и заднего плафонов освещения
Внешнее освещение - Сигнализация Автоматическое включение фар ближнего света
Автоматическое включение аварийной сигнализации при ударе
Автоматическое включение аварийной сигнализации при резком замедлении
Задержка выключения фар
Включение фонарей указателей поворота и боковых повторителей
Управление фарами ближнего света
Команда включения задних противотуманных фонарей
Обнаружение перегоревшей лампы
Локализация автомобиля
Стеклоочиститель/стеклоомыватель Автоматическое включение очистителя ветрового стекла с датчиком дождя
Изменение скорости работы стеклоочистителей в прерывистом режиме в соответствии со скоростью автомобиля
Задний обзор Управление автоматическим складыванием наружных зеркал заднего вида при блокировке открывающихся элементов кузова
Установка зеркала заднего вида со стороны пассажира в положение для движения задним ходом
Функция оттаивания стекол и зеркал Затемнение зеркала заднего вида с подогревом
Контроль за превышением скорости Управление предупреждением о превышении предварительно заданного значения скорости
Управление предупреждением о превышении программируемого значения скорости
Запоминание порогового значения скорости для предупреждения о превышении скорости
Обнаружение падения давления Управление давлением в шинах и их расположением
Электронная загрузка идентификационных кодов колес автомобиля
Сигнализация прокола колеса
Сигнализация падения давления в шинах
Сигнализация отсутствия передающего модуля в колесе
Система кондиционирования Управление работой компрессора
Управление защитой компрессора
Передача информации, поступающей от датчика солнечного освещения
Электрические стеклоподъемники Работа люка в соответствии со скоростью автомобиля
Вентиляционный люк
Автоматическое закрытие люка и стекол при дожде
Закрытие люка и стекол с помощью пульта дистанционного управления
Аудиосистема Подтверждение идентификации автомагнитолы с помощью кода VIN
Автоматическая регулировка уровня звука аудиосистемы на движущемся автомобиле
Передача информации от аудиосистемы для вывода ее на многофункциональный экран
Управление открывающимися элементами кузова Управление исполнительными механизмами открывающихся элементов кузова (блокировка, разблокирование, суперблокировка)
Автоматическое повторное запирание дверей и крышек
Автоматическая блокировка крышки багажного отделения с определенного значения скорости автомобиля
Определение незакрытой двери
Автоматическое разблокирование при ударе
Автоматическое складывание наружных зеркал заднего вида при блокировке дверей
Охранная сигнализация против взлома Периметрическая и объемная охранная сигнализация
Кодированная система противоугонной блокировки двигателя Распознавание ключа зажигания
Разблокировка компьютера управления двигателем
Подушки безопасности Отключение электропитания топливного насоса и насоса дополнительного подогрева при ударе
Экстренный вызов Автоматический аварийный вызов в случае удара
Охлаждения Получение информации о температуре охлаждающей жидкости и давлении в системе охлаждения для управления средней скоростью электровентилятора
Отправка предупреждающей информации о температуре охлаждающей жидкости

2. Компьютеры сети CAN

2.1. Компьютер гидрактивной подвески (встроенный гидроэлектронный блок)
Обозначения : (1) Компьютер гидрактивной подвески .
Компьютер подвески управляет работой электродвигателя и автономного источника давления .
2.2. Блок управления ABS/ASR
Компьютер ABS (2) получает информацию от датчиков колес .
На основании полученной информации компьютер ABS обеспечивает выполнение следующих функций :
  • Расчет скорости автомобиля
  • Расчет пройденного расстояния
  • Расчет продольного ускорения
  • Регулировка давления в тормозной системе
Компьютер ABS устанавливается на арке переднего левого колеса .
2.3. Компьютер управления двигателем
Компьютер двигателя (3) управляет работой системы впрыска .
Программа компьютера включает в себя следующие функции :
  • Контроль за работой системы впрыска и системы защиты окружающей среды (EOBD: European On Bord Diagnosis)
  • Разработка алгоритмов переключения передач
  • Электронный иммобилйзер
  • Разработка алгоритмов работы в аварийных режимах
  • Управление работой электровентиляторов охлаждения и их диагностика
  • Диагностика с запоминанием ошибок
  • Регулировка скорости
  • Управление системой охлаждения двигателя
  • Диалог с компьютерами мультиплексной сети CAN
Функция EOBD.
Функция Европейской бортовой диагностики (EOBD) обеспечивает проверку наличия ошибок, связанных с защитой окружающей среды.
2.4. Компьютер автоматической коробки передач
Компьютер автоматической коробки передач (4) обеспечивает выполнение следующих функций :
  • Выбор соответствующей передачи коробки передач
  • Включение передачи по команде от селектора
  • Работа в режимах Спорт и Зима
Компьютер автоматической коробки передач использует следующие параметры :
  • Стиль вождения
  • Крутящий момент двигателя
  • Скорость автомобиля
  • Частота вращения двигателя

3. Компьютеры сети VAN CAR 1

3.1. Коммутационный блок двигателя
a : Модуль 2 .
b : Модуль 1 .
c : Табличка с идентификационными данными изделия .
Коммутационный блок двигателя (5) управляет работой силовых реле автомобиля по командам блока BSI, передаваемым по сети VAN CAR 1 .
Коммутационный блок двигателя расположен в моторном отсеке на арке переднего левого колеса .
Коммутационный блок двигателя состоит из 2 модулей :
  • Модуль 1 : Предохранители, рассчитанные на большую мощность
  • Модуль 2 : Электронная плата, предохранители и реле
3.2. Модуль коммутации под рулевым колесом
Подрулевой переключатель - это неразборный блок, в котором установлены следующие элементы :
  • Основание (7)
  • Вращающийся контактор (8)
  • Ручка управления стеклоочистителем (9)
  • Ручка управления аудиосистемой (10) (в зависимости от версии)
  • Ручка управления круиз-контролем (11) (в зависимости от версии)
  • Ручка управления освещением (6)
Подрулевой переключатель выполняет роль интерфейса человек/машина для ручек управления радиоприемником, круиз-контролем, стеклоочистителем и освещением .
Подрулевой переключатель передает на блок BSI информацию о действиях пользователя по мультиплексной сети .
Подрулевой переключатель выполняет следующие функции :
  • Управление установленным в основании зуммером в соответствии с запросами, передаваемыми блоком BSI
  • Прием сообщений HF, идущих от пульта дистанционного управления и датчиков-передатчиков подкачки шин
  • Связь с радиоответчиком для кодированной защиты от пуска двигателя
  • Новая передача информации от углового датчика рулевого колеса
3.3. Компьютер системы подушек безопасности
Компьютер подушек безопасности (12) обеспечивает выполнение следующих функций :
  • Срабатывание датчика удара
  • Управление срабатыванием подушек безопасности и ремней безопасности с пиротехническими преднатяжителями
  • Подача аварийного электропитания на воспламенители фронтальных подушек безопасности в случае отключения основного электропитания при ударе
  • Управление работой системы в аварийных режимах
  • Информация для водителя о неисправностях системы
  • Самодиагностика системы
  • Диагностика - запоминание состояния конфигурации системы
  • Информация для водителя об активировании или отключении фронтальной подушки безопасности пассажира
Внутриблочный электронный акселерометр определяет параметры фронтального удара и удара сзади .
Предохранительный датчик препятствует срабатыванию воспламенителей при неисправности электронного акселерометра и/или компьютера подушек безопасности .
Два датчика боковых подушек безопасности постоянно измеряют боковое замедление и посылают информацию в блок управления подушек безопасности .
При ударе компьютер подушек безопасности направляет блоку BSI по сети VAN CAR 1 информацию о срабатывании пиротехнических элементов .

4. Компьютеры сети VAN CAR 2

4.1. Компьютер подачи добавки в дизтопливо
Компьютер подачи добавки в дизтопливо (13) управляет подачей добавки .
Программное обеспечение компьютера подачи добавки в дизтопливо обеспечивает выполнение следующих функций :
  • Управление началом и продолжительностью впрыскивания присадки в топливный бак
  • Учет общего количества добавки, поданного с начала эксплуатации фильтра
  • Стратегия безопасности
  • Диагностика с запоминанием неисправностей
  • Диалог с компьютером подачи присадки
Компьютер подачи добавки в дизтопливо обеспечивает электрическое управление следующими элементами :
  • Датчик минимального уровня добавки в топливо
  • Насос подачи присадки
  • Форсунка впрыска присадки
  • Контакт сигнализатор присутствия заглушки топливного бака
  • Нижний датчик температуры отработавших газов каталитического нейтрализатора
Компьютер подачи добавки в дизтопливо устанавливается на внутреннем лонжероне с правой стороны автомобиля .
4.2. Модуль двери
Модули дверей (14) обеспечивают управление работой стеклоподъемников и зеркал заднего вида .
Датчик температуры наружного воздуха устанавливается в зеркале заднего вида со стороны водителя .
Управление модулями дверей осуществляется блоком BSI по сети VAN CAR 2.
4.3. Блок управления люка крыши
Компьютер люка (15) управляет работой электродвигателя (16) в соответствии с различными командами, подаваемыми вручную или автоматически, он осуществляет обмен информацией с блоком BSI по сети VAN CAR 2 .
Электродвигатель обеспечивает перемещение подвижной створки .
4.4. Компьютер охранной сигнализации
elektro citroen c5
Компьютер охранной сигнализации (17) обеспечивает выполнение следующих функций :
  • Объемная защита салона с помощью ультразвуковых датчиков объема
  • Периметрическая защита с помощью информации о состоянии открывающихся элементов кузова, полученной от блока BSI
Компьютер охранной сигнализации устанавливается под панелью управления за ящиком для различных предметов со стороны водителя .
При установке сирены охранной сигнализации на обшивке заднего левого крыла доступ к креплениям обеспечивается из багажного отделения .

5. Компьютеры сети VAN CONFORT

5.1. Панель приборов
Обозначения :
  • (A) Панель приборов уровня 1 на автомобилях с механическими коробками передач
  • (B) Панель приборов уровней 2 и 3 на автомобилях с механическими коробками передач
  • (C) Панель приборов уровней 1, 2 и 3 на автомобилях с автоматическими коробками передач
В панель приборов входит следующее :
  • Индикаторы и сигнализаторы
  • Счетчики пробега и указатели (индикаторы уровней, температуры, скорости…)
  • Жидкокристаллический дисплей с индикаторами ТО и уровня масла и одометрами
  • Контакторы регулировки (яркости подсветки, установки на ноль счетчика частичного пробега и т.д….)
5.2. Многофункциональный дисплей
Обозначения :
  • (D) Многофункциональный экран типа “A”
  • (E) Многофункциональный экран типа “B”
  • (F) Многофункциональный экран типа “C”
  • (G) Многофункциональный экран типа “D”
Многофункциональный дисплей обеспечивает выполнение следующих функций :
  • Информация для водителя об элементах, не входящих в систему (дата, час, температура окружающей среды)
  • Информация для водителя о внутренних элементах системы (автодиагностика, бортовой компьютер)
  • Управление работой автомагнитолы и отображением связанной с ней информации (*)
  • Управление работой CD-чейнджера и отображением связанной с ним информации (*)
  • Управление работой навигационной системы и отображением связанной с ней информации (*)
  • Управление работой радиотелефона и отображением связанной с ним информации (*)
(*) В зависимости от комплектации .
Существуют 4 различных многофункциональных дисплея (типа “A”, “B”, “C” и “D”) для отображения информации по различному оборудованию и функциям в соответствии с уровнем комплектации автомобиля .
5.3. Компьютер системы помощи при парковке
Компьютер системы помощи при парковке (18) устанавливается в обшивке заднего правого колеса .
Компьютер системы помощи при парковке рассчитывает расстояние от датчиков препятствия (19) до препятствий .
Компьютер системы помощи при парковке управляет продолжительностью подачи звукового сигнала в зависимости от расстояния до препятствия и проводит самодиагностику .
Компьютер системы помощи при парковке получает от блока BSI информацию о включении задней передачи для актиирования системы обнаружения препятствий .
5.4. Компьютер управления системой кондиционирования (RFTA)
Компьютер кондиционера RFTA (20) обеспечивает выполнение следующих функций :
  • Управление заслонкой смешивания воздушных потоков - для регулировки температуры
  • Управление скоростью вентилятора салона - для регулировки расхода воздуха
  • Управление заслонками - для распределения воздушных потоков
В автоматическом режиме компьютер кондиционера RFTA обеспечивает регулировку в зависимости от следующих параметров :
  • Температура наружного воздуха
  • Температура воздуха в салоне
  • Информация от датчика солнечного освещения, переданная блоком BSI
Панель управления передает информацию о действиях водителя на блок BSI .
На панели управления имеется кнопка управления обогревом заднего стекла .
5.5. Автомагнитола
Существуют 3 типа автомагнитол .
Обозначение Описание
RB2 Кассетная автомагнитола в базовом варианте
RD2 Автомагнитола с CD-плеером
RT2 Автомагнитола с радиотелефоном GSM
Автомагнитолы имеют следующие характеристики :
  • Удаленное отображение информации на многофункциональном дисплее
  • Управление аудиосистемой на подрулевом переключателе
  • Возможность использования CD-чейнджера
Уровень громкости автомагнитол RT2 и RD2 может регулироваться в зависимости от скорости автомобиля (функция телекодируется с помощью диагностического прибора) .
ПРИМЕЧАНИЕ : Автомагнитола RT2 имеет также встроенный дисплей для отображения информации радиотелефона .
5.6. Ченджер компакт - дисков
CD-чейнджер (21) на 6 компакт-дисков устанавливается под сиденьем .
Работой CD-чейнджера управляет многофункциональный дисплей .
5.7. Блок управления навигационной системы
Компьютер навигационной системы определяет оптимальный маршрут между двумя пунктами и впоследствии периодически уточняет его в зависимости от фактического маршрута движения автомобиля .
Компьютер навигационной системы встроен в верхнюю часть перчаточного ящика и работает либо в реальном времени, либо в маскируемом режиме времени .
Компьютер навигационной системы разделяет маршрут на несколько участков, которые анализируются по мере их прохождения .
Географические карты, используемые компьютером навигационной системы, записаны на дисках CD-ROM, которые периодически обновляются Обществом навигационных технологий .

6. Диагностика

В мультиплексной системе несколько компьютеров связаны коммуникационной сетью и обмениваются информацией, необходимой для их работы .
Мультиплексный автомобиль оборудуется не независимыми системами, а комплексом взаимосвязанных систем . Выполнение каждой клиентской функции распределяется, таким образом, между несколькими компьютерами .
Для диагностики при послепродажном обслуживании существуют следующие особенности этой новой системы :
  • Неисправность одного из элементов может иметь множество проявлений и вызывать одновременное появление кодов ошибок в памяти нескольких компьютеров
  • Одно проявление неисправности или один код ошибки могут быть связаны со значительным количеством возможных причин
Новые методы диагностики, имеющиеся в диагностических приборах LEXIA и PROXIA (после загрузки CD 17) :
  • Обработка с использованием моделирования (DIAGSYS)
  • Меню диагностики
  • Обработка на основании известных случаев (Case Based Reasoning или CBR)
Новые методы диагностики обеспечивают высокий уровень обслуживания, соответствующий технологии мультиплексажа .
Новые методы диагностики обеспечивают простой, быстрый и эффективный поиск неисправностей с использованием метода направленной диагностики (необходимый метод в нужное время) .
Диагностические приборы снабжены дополнительными функциями для улучшения их работы :
  • Принцип работы
  • Функция записи проведенных работ
6.1. Обработка с использованием моделирования (DIAGSYS)
В моделях приводятся следующие описания :
  • Порядок диалога между компьютерами по коммуникационной сети
  • Участие каждого компьютера в выполнении клиентских функций
Модели позволяют выделить из всех систем систему, которая действительно является причиной неисправности .
6.2. Меню диагностики
Функции меню диагностики :
  • Точное расположение неисправности, являющейся причиной отмеченного нарушения работы (неисправный элемент, обрыв проводника…)
  • Обработка информации, поступающей от компьютеров или от карты физических измерений, и автоматическое принятие соответствующих решений для ориентирования поиска неисправности
6.3. Обработка на основании известных случаев (Case Based Reasoning или CBR)
Обработка на основании известных случаев (CBR) позволяет использовать непосредственно с помощью диагностического прибора имеющегося опыта PSA (база данных по неисправностям и найденным решениям) .
Система CBR позволяет просто и быстро найти в базе данных по известным случаям случай или случаи, наиболее близкие к проявлению неисправности, отмеченному на автомобиле .
6.4. Принцип работы
Описание принципов работы приводится в диагностических приборах .
Описание принципов работы обеспечивает быстрое, без обращения к технической документации ознакомление с принципом работы системы, с которой работает оператор .
Такие описания принципов работы способствуют скорейшему пониманию проведения направленной диагностики, предлагаемой диагностическим прибором .
6.5. Функция записи проведенных работ
Функция записи проведенных работ позволяет поэтапно запомнить все работы, проведенные с помощью диагностического прибора в ходе сеанса диагностики .
Функция записи проведенных работ обеспечивает простую и полную передачу информации (от дилерской сети службам послепродажного обслуживания CITROËN) :
  • Для обновления базы данных по известным случаям, используемой системой CBR
  • Для использования в рамках технической поддержки
Следующие компьютеры имеют функцию диагностики:
  • BSI
  • Приборная панель/многофункциональный дисплей
  • Автомагнитола
  • CD-чейнджер
  • Климат-контроль (RFTA)
  • Помощь при вождении (спутниковая навигация)
  • Система управления двигателем
  • ABS
  • Подушки безопасности

Что такое мультиплексация мне так и не удалось выяснить, но Ситроен приводит в качестве расшифровки этого термина, следующую ниже таблицу:

Французский термин Английский термин Определение термина
BSI BSI «интеллектуальный» коммутационный блок . Встроенный системный интерфейс управляет простыми функциями самостоятельно, а также служит переходным звеном для диагностической системы . Являясь первым управляющим устройством мультиплексных сетей, встроенный системный интерфейс включает в себя реле и предохранители. Большинство датчиков и исполнительных элементов подключены к нему напрямую
Компьютер не отвечает Отсутствие ответа от компьютера, отсутствие связи
Линия CAN Н CAN H Одна из 2 линий шины CAN, логическое дополнение линии CAN L
Линия CAN L CAN L Одна из 2 линий шины CAN, логическое дополнение линии CAN H
Линия DATA DATA Одна из 2 линий шины VAN, логическое дополнение линии DATAB
Линия DATAB DATAB Одна из 2 линий шины VAN, логическое дополнение линии DATA
Аварийный режим работы Сеть: регулировка действия мультиплексных органов в том случае, когда один из 2 сигналов сети не соответствует действительности или отсутствует (разрыв, помехи и т. д.)
Другое: регулировка действия мультиплексных органов в случае неисправности какого-либо датчика (неверное значение, разомкнутая цепь, короткое замыкание и т. д.)
Экономичный режим POWERSAVE MODE Фаза действия, в течение которой активность связи между компьютерами сохраняется только в сети VAN
Режим ожидания («спящий» режим) SLEEP MODE В данном функциональном режиме нет обмена сообщениями с сетью VAN, а потребление тока компьютерами минимально
Протокол PROTOCOL Правила передачи данных по мультиплексной сети
Повторная инициализация RESET Действие, заключающееся в удалении сообщения, поступившего от какого-либа узла автомобиля. При этом программа возвращается к своей начальной точке
Сеть CAN CONTROLLER AREA NETWORK Бортовая мультиплексная сеть, предназначенная для связи между управляющими устройствами автомобиля (блок управления двигателем, ABS, автоматическая коробка, подвеска и т. д.)
Мультиплексная сеть Сеть, предназначенная для связи между различными компьютерами
Сеть VAN VEHICLE AREA NETWORK Мультиплексная сеть, предназначенная для функций кузова, обеспечения комфорта и безопасности
Сеть VAN систем кузова Сеть VAN, объединяющая такие функции как сиденье с запоминанием положения, сигнализация, стеклоподъемники (в зависимости от комплектации автомобиля)
Сеть VAN систем кузова, безопасности Сеть VAN, предназначенная для таких функций как “airbag”, COM 2000, BSM 2000, система фар (в зависимости от комплектации автомобиля)
Сеть VAN систем комфорта Сеть VAN, предназначенная для действия систем комфорта (дисплей, автомагнитола, навигационная система, CD-проигрыватель, панель приборов, кондиционер) (в зависимости от комплектации автомобиля)
Активация сети WAKE UP Восстановление активности связи по мультиплексной сети
Телезагрузка UPGRADE Обновление встроенного ПО блока BSI
Телекодирование ENCODING Конфигурация одного или нескольких компьютеров с помощью диагностического прибора
Фрейм (блок данных) FRAME Формат данных (цифрового типа), передаваемых по мультиплексной сети . Фрейм состоит из 9 полей, каждый из которых выполняет свою функцию